Из десяти вакансий девять требуют от соискателя инициативности. Но почему это качество так востребованно?
Воображение рисует картины благоденствия: каждый сотрудник сам находит себе работу, предлагает новые идеи, хватается за сложные проекты, в офисе кипит жизнь и текут золотые реки.
При этом каждый, конечно же, действует в соответствии с некоей единой идеей и сам движется в ту сторону, которая нужна компании и руководству. Управленцы корректируют общий курс, а чёткие планы, задачи и инструкции коллектив получает… стоп. От кого? Придумывает?
А если каждый сотрудник настолько инициативен, что в управлении не нуждается, то как скоро картина «успешного успеха» сменится на «рак, лебедь, щука»?
В этом заключается проблема российского менеджмента: в желании настолько автоматизировать или «инициатизировать» управление, чтобы управлять не пришлось вообще.
Единственное, к чему приводит такой подход — компания «обрастает» регламентами и внутренними инструкциями, которые должны заменить руководителя, но на деле только усложняют работу сотрудников.
Почему регламенты неэффективны?
-
- Ошибка №1: регламентов становится слишком много, работа сотрудников алгоритмизированна «от и «до». Количество регламентов вступает в конфликт со здравым смыслом и тормозит изменения в компании.
-
- Ошибка №2. Попытка руководителя регламентировать все процессы, требующие контроля, приводит к тому, что регламенты лишены целостности, часть процессов в них забыта или оставлена за кадром в расчете на исполнительность «инициативных» подчинённых.
- Ошибка №3. Руководитель полагается только на регламенты и пренебрегает компетенциями контроля и делегирования. Он забывает, что регламенты не гарантируют правильного понимания и выполнения поставленных задач.
Почему они нужны?
Представьте ситуацию. Сотрудник отправляется на переговоры с VIP-клиентом. Вы спрашиваете, готов ли он к ним. Ответ — готов.
Как проверить, насколько объективна оценка? Только задавая наводящие вопросы или поверив на слово.
В то же время вы можете:
- Регламентировать процесс подготовки к переговорам.
- Запросить у сотрудника таблицу, отражающую процесс подготовки к переговорам.
- Из таблицы узнать, какие вопросы планируется задать клиенту, какие аргументы и выгоды приготовил.
- Дать обратную связь и убедиться в том, что сотрудник готов к встрече.
- Заодно и он сам более ответственно подойдёт к подготовке, поскольку знает: руководитель в праве запросить таблицу.
При правильном использовании, регламенты становятся столпами власти руководителя и упрощают бизнес-процессы.
-
- Во-первых, регламенты чётко документируют, что, кому, когда и в какой последовательности делать. Сотрудник, настроенный выполнить работу на высоком уровне, изучает регламент, задает вопросы руководителю и приступает к работе, чётко понимая задачу.
-
- Во-вторых, они экономят время руководителя. Руководящие кадры перестают тратить время на бесконечные устные инструкции и уточнения: ответы сотрудники находят в регламентах.
- В-третьих, видна чёткая грань между проступком и случайной ошибкой. И повышают ответственность подчинённых.