+7 (812) 318-18-10 office@actimir.ru
Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 4, лит А 
«Ленполиграфмаш», офис 105

Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао: 4 стратагемы в управлении

Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао: 4 стратагемы в управлении
7 Авг 2019
Если вы изучали книги и курсы Владимира Тарасова, то знаете, что в искусстве управленческой борьбы значительное внимание уделяется китайской мудрости и стратагемам.

В управлении командой в условиях высокой конкуренции и управлении войском действительно прослеживаются общие принципы — и там, и там командир должен владеть искусством управления людьми, понимать их мышление и обладать управленческим опытом.

Стратагемы в управлении: что это?

Понятие «стратагема» означает «хитрость» и в этом контексте переводится как стратегический план, таящий хитрость или ловушку для противника.

История помнит бессчётное множество военных, политических и дипломатических стратагем, созданных в древности и успешно используемых в наше время.

В китайской культуре понимание стратагем и умение применять их считается признаком острого ума и мудрости. Человек, способный распознать их в поведении противника, хорошо разбирается в стратегии и управленческой хитрости, и потому достоин восхищения.

Умение оперировать ими и создавать новые уникальные стратагемы – мощное преимущество в ситуациях управленческой борьбы.

Борьба – это непременная составляющая не только управления, но и всей нашей жизни. И освоить её главные бескровные приёмы сегодня значит оградить себя от необходимости «проливать кровь» (как чужую, так и свою) в дальнейшем.

Статагема «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»

Царство Вэй напало на царство Чжао и Чжао попросило помощи у царства Ци.

Полководец союзнической армии государства Ци намеревался поспешить на помощь осажденной столице Чжао, но его военный советник Сунь Бинь отговорил его:

— Зачем вести армию в Чжао? Там и так полно войск. Все лучшие войска Вэй находятся в Чжао. Лучше отправиться в беззащитное царство Вэй. Как только мы осадим столицу Вэй, так вэйские войска сами покинут Чжао, чтобы спасать свое царство.

Полководец последовал совету Сунь Биня. Когда вэйская армия получила известие о том, что войско. Ци осадило столицу Вэй, она ту т же поспешила на помощь осажденной столице. Армия же Ци заняла выгодные позиции на пути следования вэйского войска и без труда нанесла сокрушительное поражение более многочисленной, но утомленной долгим походом армии Вэй.

Так было спасено царство Чжао.

Мудрость стратагемы гласит: вместо того, чтобы открыто сталкиваться с оппонентом (к чему он, скорее всего, подготовлен), вы можете найти его слабое место… и выйти победителем с меньшими усилиями. Часто успех больше зависит от точности удара, чем от его силы.

В управленческой практике стратагема применяется, когда оппоненту, чтобы ослабить его давление в одном месте, указывают на его собственные нерешенные проблемы в другом месте. Тем самым его переводят из роли атакующего в защищающегося.

Статагема «Пожертвовать сливовым деревом ради персикового»

Из китайского фольклора: «Когда пришли муравьи грызть корни персикового дерева, сливовое дерево самоотверженно отвлекло муравьев на себя».

Тянь Цзы часто заключал пари с правителем царства Ци на бегах, делая крупные ставки, и все время проигрывал. В то время бега состояли из трех заездов разных лошадей из одной конюшни, а сами лошади делились на три категории: хорошие, средние и плохие.

Однажды знаменитый полководец Сунь Бинь пришел на бега вместе с Тянь Цзы. Он посоветовал ему выставить сначала плохую лошадь против хорошей лошади из царской конюшни, затем хорошую лошадь против средней царской лошади и, наконец, свою среднюю лошадь против плохой царской. Тянь Цзы последовал совету и выиграл два заезда из трех.

Мастерство полководца заключается в том, чтобы еще до прямого столкновения узнать слабости противника и противопоставить самым сильным частям противника свои слабые, напротив слабых — средние, напротив средних — сильные. Это даст больше шансов на победу, чем равносильное противостояние с непредсказуемым результатом.

В бизнесе из стратагемы можно извлечь следующий урок: победителем становится тот, кто может объективно оценить противника и готов пожертвовать своей слабой позицией, чтобы укрепить сильную.

Статагема «Вытаскивать хворост из-под очага»

Чтобы в результате длительной осады города боевой дух обороняющихся не упал, Тань Дань объявил своим воинам, окруженным войсками царства Янь:

— Боюсь, как бы яньцы не отрезали носы нашим пленным воинам и не выставили их на передовой линии в качестве трофеев. Наши люди не могли бы этому помешать.

Вскоре эти слова стали известны яньцам, и те поспешили точно так и сделать.

Увидев, как поступили с их соотечественниками, осажденные пришли в ярость и стали прямо-таки рваться в бой с яньцами.

Тогда Тань Дань заслал во вражеский лагерь лазутчика, который сообщил яньцам:

— Тань Дань боится, как бы осаждающие не разрыли городское кладбище, которое находится за городскими стенами. Для жителей города это было бы большим ударом.

Яньцы немедленно осквернили кладбище — теперь все жители города от мала до велика рвались вместе с воинами разорвать яньиев на куски.

Так Тань Дань сумел не только сохранить, но и поднять боевой дух обороняющихся и успешно выдержать очень тяжелую осаду.

Обеспечив, таким образом, наличие «хвороста» у себя, Тань Дань начал вытаскивать его «из-под очага» противника.

Тань Дань отправил старых и слабых жителей города на городские стены и послал в яньскую армию вестников, которые сообщили о капитуляции города. Воины яньской армии разразились торжествующими криками.

Жители города передали Тань Даню больше тысячи золотых монет, которые он вместе с письмом от богатых жителей города отослал яньскому военачальнику. В письме говорилось, что город скоро сдастся и что «наше единственное желание — чтобы наши домочадцы, жены и наложницы не попали в плен».

Яньский военачальник ответил согласием, бдительность яньской армии еще понизилась.

Теперь пришло время для Тань Даня сделать вылазку из города. Во время этой вылазки яньская армия потерпела жестокое поражение.

Смысл стратагемы в том, что не всегда нужно вступать в открытое противодействие. Иногда гораздо эффективнее будет постепенно ослабить его позицию и боевой дух, а затем только после этого нанести удар.

Статагема «Потребовать прохода через Ю, чтобы напасть на Го»

Правитель удела Цзинь потребовал у правителя удела Ю пропустить его войско, собиравшееся напасть на город Го. Советник правителя Сюнь Си сказал ему:

— Предложите князю Ю свою лучшую яшму и лучшие колесницы, и он откроет для вас свои границы.

— Но моя яшма — это достояние рода, и мои лошади дороги мне. Я боюсь, что он примет подарки, но не позволит мне войти в его владения.

— Он не примет подарков, если откажется выполнить вашу просьбу. А если он согласится, то считайте, что отправили яшму и лошадей на временное хранение.

В конце концов, правитель решил послать подарки. Князь Ю очень хотел принять их, но его советник сказал ему:

— Эти дары принимать нельзя. Город Го защищает нас, как губы защищают зубы. Если мы откроем проход для цзиньцев, мы падем вместе с Го.

Однако князь не послушался своего советника и впустил войско Цзинь на свои земли.

Сюнь Си повел войска на Го и захватил его. А спустя три года напал на Ю и тоже захватил его.

Когда Сюнь Си торжес твенно возвратил правителю Цзинь его яшму и лошадей, тот сказал:

— Яшма такая же, как и прежде, а вот лошади постарели.

Смысл стратагемы том, что, принимая чью-то помощь для защиты от третьей стороны, вы легко попадаете в зависимость от этой стороны. Более того, история знает немало примеров того, как защитник агрессор начинали действовать заодно.
Остались вопросы?
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
 
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA